Проблема адаптации, весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже. На протяжении первого года обучения происходит вхождение первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда и отдыха, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.
Анализ работы с первокурсниками привел нас к необходимости создания программы психолого-педагогического сопровождения студентов первого года обучения, название – «Адаптация первокурсников к обучению в медицинском колледже». Цель программы – создание условий для успешной адаптации студентов первого курса. Программа рассчитана на первый год обучения и состоит из 3-х этапов:
- Первый этап (сентябрь) – предполагает определить мотивацию поступления
первокурсников в ЧБМК; знакомство с условиями и содержанием учебного процесса.
- Второй этап (октябрь – ноябрь) – заключается в индивидуальной диагностике и
консультировании первокурсников; проведении тренинговых занятий; выработке рекомендаций для адаптации в новой образовательной среде.
- Третий этап (февраль – март) – предусматривает использование полученной
информации для проведения кураторских часов в группах; просветительскую работу со студентами и с их родителями; помощь неадаптированным студентам.
И уже с первых чисел сентября, для более успешной адаптации первокурсников педагог-психолог проводит тематические тренинговые занятия: «Давайте познакомимся!», «Стрессы и стрессоустойчивость», «Трудности адаптации в колледже», «Жизненные ценности» и др.
Тренинг – один из наиболее эффективных методов работы со студентами. Тренинговые занятия способствуют благоприятной социально-психологической адаптации первокурсников к студенческой жизни, возникновению новых коммуникативных взаимодействий, формируют коллективизм и командный дух в студенческих группах, являются хорошей мотивацией к обучению и оставляют в памяти каждого участника много позитивных эмоций.
Воспитательный отдел выражает огромную благодарность всем участникам тренинговых занятий. С уважением, педагог-психолог.